Проектирование предметной среды / Наш дом - удобный и красивый. Мебель в интерьере
Организация световой среды
Большую часть свободного от работы времени мы проводим при искусственном свете. Свет в интерьере не только помогает выявлять внешнюю форму предметов, но, главное, имеет очень существенное влияние на психофизическое состояние человека.
Светотехнические термины не вошли в быт, и мы пользуемся для оценки света разговорным языком. Говорим "яркий" или "тусклый" свет, "резкое" или "мягкое" освещение.
В нашем жилище применяются как лампы накаливания, так и люминесцентные лампы. Источники света являются составной частью осветительной арматуры или осветительных приборов, служащих для закрепления самих источников света в пространстве, для направления светового потока и для защиты глаз от прямого попадания в них лучей света. От устройства светильника зависит то или иное светораспределение.
Светильники прямого света непосредственно посылают световой поток на плоскость. Для этого лампа заключена в абажур из пластмассы, металла и других непросвечивающих материалов с внутренней отражающей поверхностью. От размера абажура зависит размер пучка света или светового конуса. Вне его в пространство может попасть только отраженный свет. При таком светильнике (если он один в помещении) интерьер четко разделяется на освещенную и затемненную зоны.
Светильники рассеянного света. Само название говорит об их особенности. Абажуры для них делают из стекла, некоторых видов пластмасс, бумаги, ткани, т. е. материалов, пропускающих часть лучей и рассеивающих световой поток во всех направлениях. Они и создают, таким образом, рассеянное освещение. Иногда, чтобы проходящие через абажур световые лучи не попадали непосредственно в глаза, устраивается защитное кольцо из непрозрачного материала. Этот прием называется экранированием.
Светильники отраженного света посылают световой поток только вверх, и он, отразившись от плоскости потолка, освещает помещение (интенсивнее по верху стен и меньше книзу). Всякое прямое попадание световых лучей в глаз при этом исключено, и человек испытывает ощущение комфортности. Недостаток таких светильников — низкий коэффициент полезного действия.
В действительности эти основные разновидности светильников редко встречаются в "чистом" виде. В них чаще сочетаются разные качества: светильник может давать одновременно как прямой, так и отраженный свет.
Общее освещение рассчитано на все пространство комнаты. Но наряду с ним может быть и местное освещение, т. е. освещение какой-нибудь части помещения. Для этого служат ночник на прикроватной тумбочке, торшер у журнального столика, настольная лампа. У этих осветительных приборов разное назначение, а поэтому и разная мощность: интенсивный поток света, направленный на письменный стол, и мягкий, рассеянный — над обеденным столом.
Светильник помогает сделать выразительным каждую из зон как своей собственной формой, так и своим световым климатом. Типы осветительных приборов до сих пор традиционны и хорошо известны (люстра и бра, настольная лампа и ночник, встроенный светильник и т. д.). Но нужно помнить, что не везде и не всегда традиционный осветительный прибор может найти свое место в нашем жилище.
При высоте помещения порядка 2,5-2,7 метра люстры даже при коротком подвесе попадают в активное поле зрения человека и вызывают (подчас неосознанное) неприятное ощущение. При низких потолках целесообразнее использовать плафоны, осветительные приборы, непосредственно примыкающие к плоскости потолка, встроенные в потолок светильники.
Для того чтобы световое тело совсем не попадало в поле зрения, можно, преодолевая привычку, вовсе отказаться от обычных светильников. Источник света закрывается экраном, и при этом свет падает на стену или какую-либо горизонтальную плоскость. Этот прием имеет смысл использовать и тогда, когда нет подходящего места для светильника и он может быть помехой с точки зрения зрительной и функциональной. В нашей квартире можно найти несколько вариантов применения скрытого света. Даже в комнате дневного пребывания скрытый свет по периметру стен в сочетании с местным освещением может дать интересный эффект: различные зоны будут интенсивно выделяться и светильники в комнате — торшеры, бра, настольные лампы — приобретут большую значимость.
Удобен скрытый свет над разделочным столом на кухне или над мойкой: светильник на рабочей плоскости занимал бы место и мешал работать. То же можно сказать об освещении зеркала в прихожей и подстолья.
Обилие искусственного света — символ достатка и благополучия — таково традиционное стереотипное представление. Верно ли это? Далеко не всегда. Свет в некоторых случаях должен создавать определенные условия для работы и определенное настроение для отдыха, сообщать среде ту или иную эмоциональную окраску — для работы одну, для отдыха — другую, для общения друг с другом — третью и т. д.