Проектирование предметной среды / Наш дом - удобный и красивый

Рабочая зона. Зона для занятий

Следующая задача, которую предстоит решать в ходе уточнения планировки квартиры,— разработка каждой из зон. Начнем с зоны для занятий. Мысленно представим себя за столом, работающим на компьютере, читающим, рисующим, конспектирующим книгу. Соображения удобства и рациональности — рабочая плоскость должна быть освобождена от всего лишнего. Она должна быть хорошо и равномерно освещена и днем, и вечером при свете лампы.

Необходимо определить рабочую зону, связанную с комплексом рациональных трудовых движений человека, зон эксплуатации и видимости. Это дает возможность более точно определить параметры рабочих мест, мебели, рациональную компоновку их в помещении. Рабочая зона рук определяется действиями их на рабочем месте в трех измерениях и должна ограничиваться движениями пальцев, запястья, предплечья и плеча. Движения корпуса выходят за пределы нормальной рабочей зоны, приводят к более быстрому утомлению. Рабочая зона ног характеризуется действием их в трех измерениях и имеет максимальные размеры свободного пространства по высоте 63 см, ширине 50 см и глубине 45 см. Удобная подставка для ног предупреждает возможное нарушение кровообращения и связанные с этим расстройства чувствительности и координации движений. Как показывает опыт, высота подножки, ее наклон и ширина должны быть рассчитаны так, чтобы угол между голенью и бедром, а также между голенью и стопой был несколько больше прямого. При неправильном размещении ног рабочего точность движений снижается до 5 %.

Зона наилучшей видимости при положении тела сидя и стоя определяется верхним вертикальным углом в 30° и нижним углом в 40° вниз от линии зрения. Эту зону увеличивает движение глазного яблока вверх до 50-60° и вниз до 70-80°, а также поворот головы до 45° в горизонтальной плоскости и 30° в вертикальной. Оптимальный угол обзора в горизонтальной плоскости равен 30-40°. Особое значение зрительное восприятие приобретает при установке экранов и мониторов.

Около рабочего стола — стеллаж для книг и дисков и обязательно какое-нибудь место для информации. Кроме чисто деловых листов — расписания занятий, необходимых таблиц, географической карты, здесь может быть место и для сменной информации, своего рода "витрина".

Нужно найти место и для того, что в данное время человека волнует, произвело впечатление или просто радует глаз,— интересный рисунок, плакат, схема туристического маршрута и многое другое. Потребность в этом есть у каждого, но нужно организовать это "информационно-сувенирное" место так, чтобы оно не мешало сосредоточиться при основной работе.

Сменяемость в данном случае совершенно естественна, так как мы довольно быстро привыкаем к тому, что нас окружает, да и интересы (речь идет не о принципиальных, а "сиюминутных" интересах) все время меняются. Если есть склонность к рукоделию, то к столешнице можно прикрепить струбциной чертежную доску и на ней мастерить.

В затесненном пространстве, где негде поставить письменный стол, рабочая зона школьника оборудуется секретером с откидной доской. Когда занятия заканчиваются, доска откидывается назад, занимая вертикальное положение и тем самым освобождая полезную площадь. Такая рабочая плоскость может быть заключена в объем секционного шкафа, занятого не только имуществом сына или дочери, но и общим, семейным. В зависимости от реальных возможностей сбоку от основной рабочей плоскости устраивается вспомогательная плоскость. Она бывает очень нужна для того, чтобы положить книги, словари или таблицы, чтобы поставить тушь и сложить чертежные инструменты.

В общем, рабочее место, как его ни украшать значками или фотографиями, остается рабочим местом — в этом его внутренняя сущность, и это должно быть недвусмысленно выражено.